воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Пуп Земли


Mappa mundi
Mappa mundi. 1290 г.

Само понятие «пуп Земли» является своего рода «мифопоэтическим символом центра»[11]. В сознании людей он обозначает центр сосредоточения чего-то наиболее главного и важного, в том числе географического понятия «центра Земли». Ещё в языческие времена он определялся в зависимости от того, где располагалось главнейшее средоточие или жилище верховного божества. Однако таких культовых мест на земле множество. «Пуп Земли» как таковой является и символом всякого рождения. Он — «предельно отвлечён, геометричен и метафоричен»[12], поэтому часто описывается как священная гора или поднимающийся из вод хаоса остров.
В мифах народов мира «пуп Земли» ассоциируется с местом встречи неба с землёй, обиталищем богов, например, Меру, Гелиополис, Олимп, Синай, Химинбьорг и другие. Распространенный образ «пупа Земли» встречается и в других местах: «umbilicus urbis» в Риме, город Куско (Cusco) в Перу, «Piccadilly Circus» в Лондоне, а также гора Мориа в том же Иерусалиме.
Локализация «пупа Земли» на Святой Земле определяется не только христианской традицией. Так, согласно иудейской традиции, «пупом Земли» являются и сама гора Мориа, традиционно отождествляемая с Храмовой горой (Хар а-Баит) в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, и находящийся на этой горе так называемый «краеугольный камень». Последний неоднократно упоминается в Священном Писании: «Посему так говорит Господь Бог: вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16).
Многие паломники не придают особого значения Храмовой горе, полагая, что она считается священным местом только для сторонников иудаизма и ислама. Однако Храмовая гора освятилась пребыванием здесь Спасителя. Во времена земной жизни Иисуса Христа в дни больших праздников здесь собиралось все население Иерусалима и пришедшие со всей страны для принесения жертв. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2: 41). Здесь, в Храме, состоялись беседа 12-летнего Иисуса с учителями (см.: Лк. 2: 46—49), изгнание торгующих из Храма, известное как очищение Храма, рассказ о котором приводят все четыре евангелиста(см.: Мф. 21: 12—13; Мк. 11: 15—18; Лк. 19: 45—46; Ин. 2: 14—17).
Пуп ЗемлиУпоминаемая в Ветхом Завете Храмовая гора известна и тем, что именно здесь находится «краеугольный камень», или «камень Основания» (Эвен а-Штия — на иврите; эх-Сахра — на арабском). В иерусалимских энциклопедических справочниках отмечается, что этот камень и есть тот самый, на который Бог взгромоздил мир в третий день творения[13].
Храмовая гора указывается и как место, где совершалось принесение в жертву Авраамом своего единственного сына Исаака (см.: Быт. 22: 2—14). Здесь же находилось гумно Орны Иевусеянина (см.: 2 Цар. 24: 18—25), выкупленное царём Давидом, поставившим на этом месте жертвенник, а затем его сыном Соломоном в Х веке до Р.Х. здесь было возведено святилище Первого Иерусалимского храма. В самой сокровенной части Храма, именуемой Святая Святых, возведённой вокруг краеугольного камня, был установлен Ковчег Завета. Да и сам Иерусалим был основан царём Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.
Ныне на месте Первого и Второго Иерусалимских храмов возвышается построенная в 688—691 году Абд аль-Маликом мусульманская святыня Купол Скалы, или Золотой Купол (Куббат ас-Сахра), называемая часто «мечетью Омара». Это — третье по значению святое место ислама после городов пророка Мухаммеда — Мекки и Медины. Грандиозное сооружение призвано, по замыслу архитекторов, провозгласить превосходство ислама и создать центр исламской культуры в святом граде. Его восьмиугольная аркада украшена оригинальной мозаикой (692) и надписями, призывающими христиан признать истинность ислама. В середине этого культового сооружения возвышается окружённая позолоченной решёткой высотой в 1,25—2 м монолит-скала длиной 17,2 и шириной 13,5 м. Она считается мусульманами священной, поэтому к ней никому нельзя прикасаться, ее запрещено фотографировать, около неё можно стоять только без обуви.
Считается, что это и есть «краеугольный камень», который помещался в Святая Святых Иерусалимского храма[14]. С незапамятных времён в Израиле бытует мнение, что именно эта «торчащая пупом» монолит-скала — выпирающий на относительно ровном месте Храмовой горы монолитный камень — и является «пупом Земли». Это утверждает и древнееврейский фольклор, в тексте которого центром мира определяется Палестина, а в её центре — Иерусалиме — находится его «сердце», то есть Храм со Святая Святых и Ковчегом Завета, установленные на «камне Основания» мироздания. В память об этом у древних евреев священный круглый щит имел форму пупа, и выступ в его центре тоже назывался «пупом»Й[15].
Мусульманами этот «краеугольный камень» признается как вершина той горы, с которой, согласно Корану, вознёсся в небо пророк Мухаммед: речь идёт о его «ночном путешествии», во время которого Мухаммед был перенесён из Мекки в Иерусалим, откуда он совершил «мирадж» — вознесение сквозь небеса к Господу, утром же вернулся в Мекку. С южной стороны этого камня отпечатан будто бы след его ноги. А рядом находится нечто похожее на башенку-реликварий, где, по мусульманской традиции, хранятся три волоска из бороды Мухаммеда, выставляемые для обозрения только раз в году — в день вознесения пророка на небо. Под скалой-монолитом можно видеть вырубленные со времён крестоносцев несколько ступеней, ведущих, по мусульманской легенде, в небольшую пещеру — так называемый «колодец душ» (по другим данным — «источник душ») — место «страшного суда». Считается, что здесь дважды в месяц собираются для молитвы умершие.


Комментариев нет:

Отправить комментарий