пятница, 3 июня 2016 г.

«Псков-Изборск-Печоры-Пушкинские горы»

Псков - город маленький, там приятно гулять пешком. На улицах много-много церквей, на каждом шагу. Когда они начинают звонить в колокола, слышно повсюду. От самого Пскова остались очень приятные впечатления. Небольшой, спокойный город храмов и монастырей, главки которых видны повсюду. На 200 тысяч жителей в Пскове 44 действующих церкви. Конечно все экскурсии начинаются с Псковского Кремля и главного храма города Троицкого собора.Псков это город воинской славы еще со времен Ледового побоища. Город сохранил архитектурные творения восьми столетий и до сих пор в старой части видны остатки оборонительных стен. Высотные дома В Пскове строят только на окраине города, центр же весь малоэтажный, что придает ему историческую ценность и привлекательность Вообще про Псков хочется сказать - здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Поездка по Пушкинским местам это полное погружение в поэзию нашего знаменитого Александра Сергеевича. С помощью замечательного экскурсовода мы вспомнили все его произведения, связанные с Михайловским, с семейством Осиповых-Вульф, прошлись по тропинкам, по которым ступала нога поэта. Было тепло, уютно, тихо, спокойно и интересно как в детстве, когда тебе рассказывает сказку любимая бабушка.
О городе-крепости Изборск и одном из самых крупных в России мужском Псково-Печерском монастыре, который единственный не закрывался ни на один день с 15 -го века написано много. Это главная достопримечательность не только Псковского края , но и всей России. Это обязательно хоть раз в жизни надо видеть своими глазами. Надо привозить туда наших детей, чтобы они видели это чудо и слушали рассказ, что пришлось пережить людям, сохранившим его до наших дней.
Сюда стоит ехать. Очень советую.
Изборск
Первое летописное упоминание об Изборске относится к 862 году в «Повести временных лет». Изборск был построен как город-крепость и регулярно подвергался набегам западных соседей. И в наше время полуразрушенные башни и стены крепости хранят былое величие и неприступность. В средние века на территории крепости было много гражданских построек, в том числе т.н. осадные избы, где жители посада могли переждать нападение врагов. В настоящее время самым крупным строением внутри крепости является Никольский собор, построенный в 1341 году и являвшимся общественным центром Изборска. Интерес представляют башни крепости – Луковка, Вышка, Темнушка и Рябиновка. На башню Луковка можно подняться (за 20 руб. с человека) и со смотровой вышки осмотреть окрестности города.

Недалеко от крепости находятся Словенские ключи – незамерзающие целебные источники. По преданию, тот, кто выпьет по глотку из каждого источника или искупается в них – получит здоровье, силу и мудрость предков. Но решаются встать под струи немногие, так как вода в них ледяная даже летом. Ключи впадают в Городищенское озера, в месте их впадения вода не замерзает, и в ней плавают 3 лебедя. Они уже привыкли к многочисленным экскурсиям и держатся рядом с мостками в ожидании угощения. Окрестности Изборска очень живописны, недаром здесь снимались такие фильмы, как «Андрей Рублев», «Звезда пленительного счастья», «Семен Дежнев» и другие. Даже зимой прогулка по окрестностям приносит массу впечатлений от развернувшегося перед глазами вида – спрятанные в снегу избушки, сосны, огромные валуны, принесенные ледником, небольшие часовни. На обратном пути к остановке автобуса мы застали приготовления к празднику Масленицы – на сцене уже установлено чучело для сжигания, готовятся к своему выступлению одетые в костюмы рыцарей ребята, бойко идет торговля сувенирами. Мы бы с удовольствием бы остались посмотреть праздник, но у нас еще запланировано посещение Печор.

По приезду почти сразу идем искать Псково-Печерский монастырь. Получилось так, что мы вышли к нему с боковой стороны, а не около центрального входа. В этот момент опять показалось солнце, и мы торопимся заснять древние стены и купола храмов, переливающиеся от его лучей. По легенде, основателями Псково-Печерского монастыря были пустынножители, которые основали кельи и церковь в пещерах. В 16 веке началось строительство монастыря, а затем и крепости вокруг него, чтобы отражать нападения Ливонского ордена. На крепость нападали шведы, поляки, литовцы, она осаждалась месяцами, но только единожды ее оборона была прорвана шведами.
 В 1959-66 годах были проведены значительные реставрационные работы по воссозданию крепости в первоначальном виде. И сейчас мы видим 9 башен и стены в их почти изначальном виде.

Идем вдоль стен, рассматривая древнюю кладку, и доходим до массивных ворот, которые приоткрыты. По всей видимости, это хозяйственный вход для монахов, мы заходим с целью спросить, можно ли осмотреть монастырь. Первый попавшийся нам мужчина в гражданской одежде проводит нас на территорию монастыря. Впереди святой источник, где каждый может набрать с собой святой воды и Покровская церковь, с ее голубыми куполами. Набираем бутылочку воды и идем к пещерам, куда уже подошла экскурсия. Смотрительница рассказывает историю основания пещер – в 14 веке местные жители случайно обнаружили вход в пещеры, а над ними надпись «Богом зданные пещеры» и мощи пустынножителей. Затем в ней поселился священник со своей женой, организовав кельи и пещерную церковь. После строительства монастыря пещеры углублялись и расширялись монахами и в них стали делать захоронения монахов, праведников и церковных иерархов. Затем в пещерах стали хоронить известных мирских людей – Мусоргских, Пушкиных, Суворовых, Плещеевых. Сейчас в пещерах несколько галерей, но осмотреть можно только несколько погребальных камер с чудотворными мощами. Каждый при входе жертвует сколько считает нужным на развитие обители.

Еще раз любуемся на панораму монастыря и поднимаемся вверх к выходу. После монастыря немного гуляем по городу и идем к автобусу.
Пушкинские горы.

История возникновения Святых Гор (поселок переименован в Пушкинские Горы в 1924 году) неразрывно связана с появлением в этих местах в XVI века Святогорского монастыря, хотя упоминание Синичьей горы в летописях как городища говорит о том, что поселение здесь было гораздо раньше. Слобода Тоболенец (по названию расположенного невдалеке озера) при Святогорском монастыре была небольшим поселением. В пушкинское время здесь было всего 25-30 дворов. В дальнейшем слобода росла и благоустраивалась, главным образом, за счет паломничества в Пушкинский уголок. К началу XX в Святых Горах был уже 51 двор, жителей мужского пола - 147, женского - 168, почтовая станция, больница, сельское училище, богадельня и три постоялых двора, а также управление Вороничской волости. В старой части современного поселка частично сохранились постройки конца XIX века (поселок Пушгоры был практически полностью разрушен в годы фашистской оккупации в 1941-1944 годах).

Сейчас в поселке городского типа Пушгоры, районном центре Псковской области, проживает около семи тысяч человек. Самой большой организацией, обеспечивающей пушкиногорцев работой, является Пушкинский Заповедник. На прием гостей Пушкинского Заповедника (ежегодно сюда приезжает до 300 тысяч пушкинских паломников) ориентирована и сфера обслуживания - в поселке множество магазинов, 5 ресторанов и кафе, отделение Сбербанка России. Пушкиногорская районная больница оснащена современным диагностическим оборудованием. Из промышленных предприятий можно отметить масло-сыродельный завод в окрестностях поселка, продукция которого славится своим качеством за пределами Пушкиногорского района.

В дни Всероссийского Пушкинского праздника поэзии (ежегодно в первые субботу и воскресение июня) в Пушгорах проходит Святогорская ярмарка, на которую привозят свои товары народные умельцы со всех концов псковщины. Большими поселковыми праздниками являются День Победы, День освобождения Пушгор от немецко-фашистских захватчиков (отмечается 12 июля).

В Пушгорах расположены Святогорский монастырь и могила А.С. Пушкина, Храм Казанской Божией Матери (XVIII век), Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника.

Вот и наступил последний день нашего пребывания в Пскове. Утром небо оказалось затянуто тучами, но потеплело. Сегодня у нас в программе посещение Светогорского монастыря, который находится на северо-западной окраине Пскова и памятника Александру Невскому. Выходим из гостиницы на набережную реки Великой и решаем идти вдоль нее. По льду реки проходят лыжные гонки солдат (наверное, в честь 23 февраля), у многих солдат ремешки на лыжах периодически расстегиваются, им приходится останавливаться и поправлять. По нашим прикидкам, идти до монастыря по реке было около сорока минут, но на самом деле оказалось больше часа , поскольку не везде были проложены тропинки, а по насту скорость падает. Наконец показались стены монастыря, которые стоят отвесно над водой, обходим вокруг, ища, где можно будет подняться. В одном месте идет довольно крутая дорога наверх, поднимаемся по ней. Рождество-Богородичный Снетогорский Женский монастырь, построенный на Снетной горе (название происходит от рыбы «снеток», которой богата р.Великая), известен с 13 века, он часто подвергался набегам, а особенно сильно был разрушен в 30-е годы 20 века, когда к колокольне привязали канаты и баржами она была сброшена в реку. Затем в монастыре был санаторий, а во время войны фашисты разместили в обители штаб.

В 1994 году началось восстановление монастыря, сейчас в нем 60 монахинь. Главная архитектурная ценность – Собор Рождества Богородицы, с сохранившимися фресками 14 века. Осмотрев монастырь, идем к памятнику в честь Ледового побоища, который находится в нескольких километрах от монастыря. Дорога идет вдоль недавно отстроенных коттеджей весьма нелепой архитектуры, все дома построены «кто в лес, кто по дрова» и производят неприятное впечатление. Многие из них недостроены, а некоторые даже и брошены на завершающем этапе строительства (практически осталась отделка). Памятник, благодаря своим размерам и расположению на холме, виден издалека. Поднимаемся, чтобы осмотреть его поближе, но дороги как таковой на холме нет, поэтому это занимает довольно много сил и времени. Но памятник стоит того, он поражает своим величием. Обратный пуск несколько проще, затем идем на остановку 1 автобуса, который довезет нас до центра города. Обедаем в кафе и последний раз идем прогуляться по городу. На Октябрьском проспекте расположены сувенирные лавки, в частности магазин от завода «Гончар», где можно приобрести глиняные вазы, тарелки, кружки, различные фигурки из глины. Еще один сувенирный магазин предлагает картины псковских художников и красиво оформленные фотографии с видом города и окрестностей. У нас остается 2,5 часа до поезда, поэтому едем в гостиницу за вещами. Быстро собираемся, едим, сдаем номер и выходим на набережную. Как раз выглянуло солнце и осветило своими лучами старинный Кремль. Очень жалко расставаться уже полюбившимся нам городом, но мы обязательно сюда вернемся, поэтому бросаем монетку с моста и идем на автобус до вокзала. Приезжаем на вокзал, вот-вот подадут наш поезд. Через 10 минут садимся в жарко натопленный вагон, и поезд трогается. Прощай Псков, мы уезжаем с массой новых впечатлений, интересными фотографиями и большим желанием вернуться сюда в теплое время года.

В 22 часа проводница отключает в вагоне свет, и те, кто еще не постелил постель, вынуждены это делать почти в темноте. В вагоне все еще жарко, можно спать без одеяла. Но к середине ночи вагон остыл, пришлось вставать за свитером и одеялом. Утром просыпаемся от того, что многие уже собираются к выходу, на часах 6 утра, а поезд прибывает в 6.20. Редкий случай, когда проводница не разбудила за 1,5 часа до прибытия (из-за закрытия туалетов), а дала поспать. Некоторые спали вплоть до прибытия поезда на вокзал. И вот, мы в Москве, возвращаемся к повседневным заботам, зная, что одна ночь – и мы можем оказаться опять в тех чудесных местах, в которых мы побывали.